Исторические факты
г. Псков, ул. Некрасова, 33

Исторические факты

История единоверия в Пскове

В 1800 г. повелением императора Павла I было учреждено т. н. единоверие – старообрядцам, искавшим соединения с Церковью, было позволено иметь священников, служащих по дораскольному чину, однако клятвы, наложенные соборами XVII века на всех крестящихся двоеперстно и пользующихся древними обрядами, отменены не были.


С того, кто соединялся с новообрядцами, епископы снимали эти клятвы. Хотя вплоть до начала ХХ века единоверие не рассматривалось, как явление, должное исцелить раскол в Церкви, и подчинялось строгим правилам, все же оно стало официальной легализацией старых обрядов, так как в отдельных церквах разрешалось богослужение по старым книгам с применением древних обрядов, но с обязательным подчинением епархиальным архиереям Русской Церкви.

В 1844 году старообрядцам г. Пскова, пожелавшим воссоединиться с Церковью на правах единоверия, был передан для совершения служб храм свт. Николы, находившийся тогда на Губернаторской улице (ныне ул. Некрасова).
Псковские старообрядцы во главе с наставником (впоследствии иеромонахом Михаилом) отремонтировали храм, и 18 мая 1844 г. храм был освящен в честь Пресвятой Троицы, придел же был освящен в честь свт. Николы Чудотворца.


Никольский храм2.jpg

Троице-Никольская единоверческая церковь г. Псков, ул. Губернаторская


Службы совершались на антиминсе, освященном в 1652 г. при патриархе Иосифе. В храме было множество древних икон, таких, как, например, образ св. Иоанна Предтечи с предстоящими прп. Иоанном Лествичником и св. Федором Стратилатом, XVI века.

ld-eVFItk9Q.jpg
Икона св. Иоанна Предотечи. Происходит из единоверческой церкви г. Пскова


Единоверческий приход Свято-Троицкого храма вел довольно широкую миссионерско-просветительскую деятельность. Упоминая о ней, нельзя не отметить огромную роль, которую оказал в этом деле священник Константин Голубов (1842-1889).
Он родился в Витебской губернии, в старообрядческой семье, которая, спасаясь от гонений властей, обосновалась в Восточной Пруссии, где он стал учеником Павла Леднева (Прусского) – старообрядческого инока, возглавлявшего монастырь старообрядцев федосеевского согласия.
С 1863 г. Константин, по поручению своего учителя, стал издавать газету «Истина», позднее преобразованную в журнал. После того, как о. Павел перешел в единоверие, Константин последовал за ним и 23 июня 1867 в Москве был принят в единоверие.

Истина.jpg

28 марта 1868 г. Голубов с семьей поселился в Пскове, где в первую очередь возобновил выпуск своего издания. Задачей журнала, по словам издателя, было «раскрывать историю раскола и обличать его в духе кротости». В издании освещался широкий круг вопросов жизни старообрядцев разных согласий, публиковались полемические беседы, старообрядческие сочинения, сведения о расколе.

29 марта 1870 года в Псковском кафедральном соборе он был рукоположен еп. Павлом (Доброхотовым) в священника для единоверческой церкви. Вскоре о. Константин был назначен епархиальным миссионером и благочинным единоверческих церквей епархии.

В 1873 г. священником К. Е. Голубовым при церкви заведено училище для детей единоверческого духовенства Псковской епархии и прихожан. Помимо своего главного издания он издавал светскую «Псковскую газету» («литературно-археологическое и промышленно-культурное издание»), издателем и редактором которой официально значилась его старшая дочь Е. Голубова; с начала 1886 по 29 апреля 1887 г. вышло 133 номера газеты.

Павлом Прусским и о. Константином Голубовым - старообрядцами, присоединившимися к единоверию, интересовался Ф. М. Достоевский, который считал их, обретших после духовных блужданий родную «почву» и веру, истинными «новыми людьми» в противоположность носившим это наименование деятелям из революционно-демократической среды.
Имена Павла Прусского и его ученика фигурируют в неосуществленном проекте эпопеи Достоевского «Житие великого грешника» (1869), упоминаются в подготовительных материалах к роману «Бесы». О. Константин был похоронен на Мироносицком (единоверческом) кладбище в Пскове.

В XX веке, во время советских гонений на Церковь, храм был закрыт и использовался в качестве склада и производственной базы. Только в 1995 году здание было передано Церкви. Во время гонений в советский период истории Церковь, несмотря на свое тяжелое состояние, смогла сделать первый шаг к преодолению раскола.


Все больший и больший интерес вызывает у людей возвращение к богослужебной традиции и культуре древней Руси: реставрируются древние храмы, возрождается иконопись в традициях канонического письма, проявляется интерес к знаменному пению, вытесненному почти повсеместно партесным пением, и возрождаемому ныне в старообрядных приходах Русской Православной Церкви.
Все больше и больше становится желающих соприкоснуться к тому образу жизни, который был свойственен нашим предкам в то время, когда вся жизнь человека проходила через призму духовной жизни, а Русская Церковь была монолитом, который вдохновлял людей на молитву и труд, который помог Руси пережить татарское иго, экспансию католичества с Запада и Смуту XVII в.

14 октября 2020 г в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в храме святителя Николы от Торгу на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове митрополит Псковский и Порховский Тихон впервые за несколько веков совершил Литургию древнерусским чином.
За богослужением было совершено рукоположение выпускника Сретенской духовной семинарии Димитрия Кириченко в сан диакона. На 6-м часе была совершена хиротесия ставленника во чтеца, а на 9-м – поставление в иподиакона. После Евхаристического канона была совершена диаконская хиротония.

HmnMjq2TYiA.jpg

С этого дня на подворье Псково-Печерского монастыря и в Псковской области возрождается богослужебная жизнь единоверческого прихода.


БУДНИК - псковская деревня - родина св. князя ВЛАДИМИРА

БУДНИК - деревня с таким названием находится в Псковской области, в Псковском районе и Ядровской волости на берегу реки Черёха. Историки используют формулировку «предполагаемое место рождения», но исследования письменных источников, преданий и легенд позволяют утверждать, что именно здесь родился и провел ранние детские годы внук княгини Ольги.

Впервые это место упоминается в летописи под 970 годом:
«В лето 6478. Володимер бо бе от Малки, ключници Олжины. Малка же бе сестра Добрыне, и бе Добрыня дядя Володимеру; и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде его святей Богородици».
«Подробнейшая История Государей Российских» сообщает: «…бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира».

Митрополит Евгений Болховитинов в XVIII веке пишет: «Издревле предание гласит, что там была также отчизна Ольгина и родина Великого Князя Владимира Святославича, внука Ольгина, в летописях именуемая Бутетино село...»

Ученый, историк и краевед Иван Иванович Василёв уже в XIX веке: «...на правом берегу реки Кеби, при самом впадении её в реку Черёху есть место, называемое Буденик или Будник. Там некогда, по преданию, живала Святая Ольга и родился в селе Будятине внук её Святый Равноапостольный Князь Владимир. До недавних времён была здесь деревня, принадлежавшая Графу Разумовскому, а впоследствии Державину».

Василёва цитирует и путеводитель П. Г. Соболева 1914 года: «… на берегу реки Кеби, при самом впадении её в реку Черёху, есть место, называющееся Буденик или Будник, где, по преданию, жила Ольга и где родился в с. Будятник её внук кн. Владимир. Здесь была деревня, принадлежавшая гр. Разумовскому, а потом Державину».

В псковской краеведческой литературе закрепилась традиция связывать деревню Будник с именем князя Владимира.
Раскопки 1995 года показали наличие в почве берега реки следы обработки железной руды и нескольких фрагментов керамики X века. Это позволяет сделать вывод, что в середине - второй половине X века по соседству могла быть деревня. В самом городе Пскове так же были обнаружены предметы и украшения, которые археологи связывают со временем Ольги и Владимира.

Современные историки считают, что под Псковом, у Ольги были собственные земли, которыми она распоряжалась. Сюда, в свои личные владения, Ольга и сослала будущую мать Владимира, ключницу Малушу.

В деревне стоит Владимирская часовня современной постройки. Перед ней 28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, проходит молебен с водосвятием. От нее крестный ход движется к памятному кресту, который расположен на обрывистом берегу реки Черёхи, примерно в 200 метрах от часовни. Основание большого кованого креста собрано из камней, в нише находится барельеф святого Владимира.

28 ИЮЛЯ - день рождение Архимандрита АЛИПИЯ (Воронова) (1914 -1975)

ВЕЛИКИЙ НАМЕСТНИК
Говоря о себе, Великий Наместник Псково-Печерского монастыря отец Алипий во всеуслышание провозглашал: «Я — советский архимандрит». И охотно подтверждал это высказывание и словом и делом.

В начале шестидесятых годов в монастырь — с заданием отыскать повод для закрытия обители — прибыли члены областной комиссии. Расхаживая по монастырю, они увидели паломников, обрабатывающих грядки и цветники, и тут же приступили к отцу Алипию: — А на каком основании эти люди здесь работают? Советский архимандрит отвечал им: — Это народ-хозяин трудится на своей земле! Вопросов больше не последовало.

В другой раз из Пскова с теми же целями была прислана еще одна — теперь уже финансовая — комиссия народного контроля. Наместник осведомился, кем уполномочены прибывшие лица.
— Мы представляем финансовый орган, который…
Отец Алипий перебил их. — У меня только один начальник — епископ Псковский Иоанн. Поезжайте к нему за разрешением. Без этого я вас к финансовым документам не допущу.

Проверяющие удалились, а через несколько часов Псковский архиерей позвонил отцу Алипию и смущенно попросил допустить контролеров для проверки.
— Звонок к делу не пришьешь, Владыко. Пришлите мне телеграмму, — ответил отец Алипий. Вскоре поступила и телеграмма. Когда народные контролеры вновь предстали перед отцом наместником, тот, держа телеграмму в руках, спросил:
— Скажите, а вы коммунисты?
— Да, в основном коммунисты…
— И получили благословение у епископа? У Псковского Владыки? Н-да… Пошлю-ка я сейчас эту телеграмму в обком партии…
На этом финансовая проверка монастыря была завершена.

Иван Михайлович Воронов — так звали архимандрита Алипия до пострига — четыре года воевал на фронтах Великой Отечественной и прошел путь от Москвы до Берлина. А потом еще тринадцать лет держал оборону Псково-Печерского монастыря, защищая его от государства, за которое когда-то проливал кровь.

Из книги "Несвятые святые" Митрополита Тихона.

28 ИЮЛЯ - память Равноапостольного великого князя Владимира.

Храмы в честь Двунадесятых праздников и святых на Псковской земле.
В честь Святого князя ВЛАДИМИРА.

МИХАЙЛОВ ПОГОСТ. (Локнянский район). Храм во имя Святого и Равноапостольного князя Владимира. Церковь построена в 1862 году "землевладелицей Марией Ивановной Алексеевой на собственные средства над прахом мужа, титулярного советника Владимира Григорьевича Алексеева и для надгробия в нижних этажах всего рода её". Церковь пятиглавая. Построена из кирпича, бетона, мрамора и песчаника. Церковь закрыли в 40-х годах XX века. В её подвалах располагалась пекарня. На данный момент отреставрирована, действующая.

ОПУХЛИКИ, (СТУКОЛОВО, Невельский район). Храм во имя Святого и Равноапостольного князя Владимира. Кирпичная церковь, построенная в 1-й пол. 2000-х гг. попечением семьи Снетковых. Однокупольный трёхапсидный храм, воспроизводящий в упрощенном виде объёмные формы владимиро-суздальского зодчества XII-XIII вв., с колокольней.

УСТЬ-ДОЛЫССЫ. (Невельский район). Храм во имя Святого и Равноапостольного князя Владимира. Небольшая деревянная однокупольная церковь простой архитектуры со звонницей, построенная в 1998.

27 ИЮЛЯ - День памяти Схиигумена САВВЫ (Остапенко) (1898—1980).

Схиигумен САВВА (Остапенко) родился 11 ноября 1898 года на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой и благочестием. В семье было 8 детей. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году с началом Первой мировой войны призван в армию. В 1932 году – окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем. В 1946 году успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского). В Лавре нёс послушание эконома. В одной из бесед со своим восприемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:
– для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг;
– никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать;
– быть среди священнослужителей последним, то есть презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана;
– нести крест благодушно.

Эти заветы отец Савва хранил всю свою жизнь, принимая огромное количество людей, имея более 7 тысяч духовных чад. Именно они и поддерживали своего духовного отца в минуты скорби и испытаний, именно они поехали за своим батюшкой из Троице-Сергиевой Лавры в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. В монастыре отца Савву ждало ответственное послушание благочинного. С первых же дней он предложил по примеру Лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения ежедневно читать акафисты в храме.

Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и не был осведомлен об истории обители, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря». Так в трудах и молитвах проходили и дни отца Саввы. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре принял великую схиму. Скончался 27 июля 1980 году, был похоронен в Богом зданных пещерах при большом стечении народа.

26 ИЮЛЯ - День рождения схииеродиакона АНДРОНИКА (Шаруды) (1933-2010).

"Отец Андроник — это подвижник в духе святых отцов древности. Он был открыт душой, молился, трудился и читал Святых Отцов, и в этой простоте духовно совершенствовался. Поскольку отец Андроник был уже в преклонном возрасте, мы предлагали ему не дежурить ночью, не работать в саду, а только участвовать в богослужениях, но он говорил: "Не лишайте меня этой радости". Мы оставили на нем послушания, и для всех это был замечательный пример молитвы, труда и простоты".

Из воспоминаний бывшего наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева).
Схииеродиакон Андроник (Иван Михайлович Шаруда) родился 26 июля 1933 года в селе Спасское Днепропетровской области. В 1945 году окончил 4 класса. Служил в армии. В 1968-69 гг. нес послушание в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, но вынужден был вернуться на родину, чтобы ухаживать за матерью. В селе Спасское нес послушание сторожа храма св. Иоанна Богослова. В 1977 году возвращается в Псково-Печерскую обитель, где принимает постриг с именем Антоний (в честь св. Антония Римлянина) и рукоположение во иеродиакона. Нес послушание седмичного служения, а также садовника и ночного сторожа. В 2004 году после тяжелой болезни пострижен в великую схиму с именем Андроник. По его просьбе ему было благословлено продолжать послушание садовника и сторожа. Скончался в Благовещенской башне, где нес послушание ночного сторожа 7 апреля 2010 года. Погребен в Богом зданных пещерах.

1914 год.

 24 ИЮЛЯ на заседании Псковской городской Думы оглашена телеграмма Королевы Эллинов ОЛЬГИ Константиновны: «Я с радостью узнала о Вашем сочувствии к предпринятому Мною с Высочайшего соизволения сооружению Всероссийского храма СВЯТЫЯ ОЛЬГИ на ЕЯ родине в погосте Выбуты и о пожертвовании Вами на эту цель пятисот рублей. Примите Мою сердечную благодарность за Ваш дар, являющийся данью признательности русского народа великим заслугам первой Святой Русской Православной Церкви. Ольга».

Королевы Эллинов Ольга присутствовала на торжественной закладке церкви св. Ольги 24 июля 1914 года.

Великая княжна ОЛЬГА Константиновна РОМАНОВА, дочь генерал-адмирала русского флота Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны, племянница российского императора Александра II, внучка императора Николая I и бабушка Филиппа Эдинбургского (мужа нынешней британской королевы Елизаветы II), стала королевой Греции, Королевой эллинов, в 1867 году. Мужем Ольги Константиновны стал 17-летний греческий король Георг I, родной брат императрицы Марии Феодоровны, матери императора Николая II. Ольга сумела завоевать любовь греков и остаться в их памяти на долгое время...

1946 год.

23 ИЮЛЯ в Псков прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) (1877 - 1970). На другой день он посетил Псково-Печерский монастырь. Это был первый визит Патриарха на Псковскую землю после 1917 года.

С 1904 по 1906 гг. иеромонах Алексий (Симанский) являлся инспектором Псковской Духовной семинарии, в 1905 года временно исполнял обязанности ректора семинарии. С 1945 по 1970 гг. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Храмы в честь Двунадесятых праздников и святых на Псковской земле. В честь Святой равноапостольной княгини Российской ОЛЬГИ.

ВЫБУТЫ. (Псковский район). Каменная двухэтажная церковь св. Ольги была построена по проекту арх. М. М. Перетятковича. Торжественная закладка новой церкви состоялась 24 июля 1914 г. Совершил её епископ Псковский Евсевий (Гроздов) с сонмом духовенства в присутствии Королевы Эллинов Ольги и двух её племянников - Князей Игоря и Константина. Постройка храма к 1917 г. была завершена вчерне. Отделка интерьеров была не завершена. Церковь была взорвана немцами перед отступлением в 1944 году.

КУНИНО. (Опочецкий район). Церковь святой Ольги была построена в стиле позднего классицизма в 1830-е годы как усадебная церковь. Связана она с именами новоржевских и опочецких помещиков – Бухвостовых, Львовых, Меев, склеп-усыпальница которых находилась под алтарём этого храма. Захоронения не сохранились. Храм недействующий.