Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
г. Псков, ул. Некрасова, 33

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Собор-архистратига-Михаила-и-прочих-Небесных-Сил-бесплотных-004.jpg

Совершается праздник в ноябре (8 ноября по ст. стилю) — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. Высшие — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средние — Господства, Силы и Власти. Низшие — Начала, Архангелы и ангелы. Все чины небесных сил называют ангелами.

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. Также его считают защитником Божьего слова, иудейского народа, целителем и хранителем.

О нем упоминается во многих сказаниях, писаниях, легендах и рассказах, изображается на картинах. Архангел Михаил является проводником души умершего к Господу и хранителем сна спящего человека.

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году.

Поскольку в Святом Писании Архангел Михаил считается вождем воинов Господа и главным борцом против дьявола, на иконах он изображается могущественным воином, в доспехах, с копьем, мечом и щитом или же с весами правосудия. За спиной у него изображаются два крыла, а голова его убрана в дорогую корону. Очень часто Архангелу Михаилу молятся об исцелении, при входе в новый дом, о спасении жилищ от воров и стихийных бедствий.

 

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца XVI-XVII вв.

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов с Городца — один из ранних памятников псковской школы зодчества. Вместе с колокольней и пристройками к ней создает ансамбль, связанный с объемно-пространственной композицией с башнями и Троицким собором Кремля, образуя неповторимые силуэты центра города. В этом памятнике сохранились строительные и декоративные приемы разных эпох (XVI-XVII вв.)

456_0051309b.jpg

Место, где находится церковь, раньше было территорией Городецкого конца, одного из четырёх районов Пскова конца XIV века, окруженного крепостными стенами - городцом. Оттого и распространенная в народе прибавка к названию храма - с Городца.

Согласно плите, находящей в храме, дата основания церкви — 1339 год. На этой плите также содержатся сведения об ремонтах и последующих освящениях церкви в 1613 и 1696 годах. Здание этой церкви дошло до нас сильно измененным, но сохранило многие первоначальные части. Так, главный объем храма с абсидой, четырьмя столпами и сводами и западный притвор хотя и переделаны, но относятся к первоначальной постройке. По архитектурным формам и основным конструкциям церковь датируется второй половиной XVIIв.

Сведений о построении колокольни не обнаружено. Первое, известное описание колокольни относится к 1763 г. В описи церкви Михаила Архангела она значится каменной, восьмигранной с "...восьми окошками...". Над окнами покрыта тесом, а карнизы покрашены разными красками. Глава обита, жестью. На колокольне было три больших и четыре малых колокола.

Колокольня - единственная в Пскове шатровая колокольня XVII в. московского типа. Однако ее отличает некоторая приземистость, кряжистость, простота и скромность декора, что сближает колокольню с псковскими культовыми постройками. В объемно-пространственной структуре она органично связана с церковью Михаила Архангела, ее вертикальный шатровый объем перекликается и с шатрами башен Псковского кремля

Этот храм был одним из важнейших для псковичей и является свидетелем многих событий Псковской истории. Вот несколько примеров из ближайших веков.

В самом конце XIX и начале ХХ века собор считался воинским, поскольку являлся полковой церковью Енисейского и Омского полков, расквартированных в Пскове.

После революции Троицкий собор был закрыт и в нем был устроен музей истории религии и атеизма, поэтому церковь Михаила и Гавриила Архангелов с 1920 по 1930 годы стал главным собором для верующих псковичей. Оставался он и оплотом сторонников патриаршей православной церкви в противовес движению обновленчества, пытавшегося реформировать церковь и искавших компромиссы с новой властью.

В 1929 году церковь переосвящена в кафедральный собор Архистратига Михаила.

В 30-е годы XX века, в рамках борьбы с религией, службы в храме было остановлены, а само здание было передано в ведение Псковского музея, в нем располагался археологический центр. Богослужения возобновились в 1941 году силами Псковской Православной миссии.

Также церковь, некогда, имела и свою богадельню, свидетельством чего является оставшаяся от нее часовня с особо почитаемой местными жителями иконой «Утоли моя печали».

Поврежденные во время Второй Мировой войны церковь Михаила и колокольня с полуразрушенными боковыми двухэтажными домами вошли в число памятников, реставрируемых в первую очередь.

После разборки остатков двухэтажных домов по проекту архитектора Ю.П. Спегальского (1946-1947 гг.), доработанному после его отъезда из Пскова архитектором Э.П. Штольцер (1948-1951 гг.) были построены новые ныне существующие одноэтажные корпуса в характере псковской гражданской архитектуры ХVII в.

 sovetskaya181.jpg sovetskaya182.jpg

В 1960 году храм взят под охрану государства, как памятник республиканского значения, а в 1995 года - возвращен Русской православной церкви и вновь освящен во имя архангелов Михаила и Гавриила и для Пскова праздник собора является одним из престольных. Изначальная постройка церкви предусматривала наличие 2-х приделов. На сегодняшний день остался только одни именуемый в честь Положения Пояса Богородицы. Он занимает северо-западную часть главного храма, а в северо-восточной части находится ризница. Второй придел назывался в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из-за старости строения пришлось его упразднить, разместив в нем церковный свечной завод, а со временем церковную лавку.

 Церковь_Михаила_Архангела_с_Городца.jpg

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года храм внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы)


19.11.2020