14 января Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
г. Псков, ул. Некрасова, 33

14 января Обрезание Господне и память святителя Василия Великого

14 января православные празднуют Обрезание Господне и чтят память святителя Василия Великого.

Это два разных праздника, но оба они — о Едином. Обрезание Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день, напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть Один из Святой Троицы.


Обрезание Господне.

Свидетельства о праздновании Обрезания в Восточной церкви восходят к IV веку: на восьмой день после своего Рождества Божественный Младенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17:11-14), и при совершении этого обряда Ему было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии (Лк. 2:21).

scale_1200.jpg

По толкованию отцов церкви, так Господь явил пример, как следует исполнять божественные установления ("Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Мф. 5:17): Он принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не усомнился, что Он был истинным Человеком, а не носителем "призрачной плоти", как учили некоторые еретики.

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник Обрезания с "обрезанием сердца", когда отсекаются страсти и похотные расположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое".

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся, а праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол.2:11).


В православной церкви этот праздник соединяется с памятью святителя Василия Великого. Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия, глубоко почитаемый во всём христианском мире.

Праздновать его память церковь начала сразу после его кончины.

p18vtnjaqi8gno3414m618f6ioi3.jpg

Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом и естествоведом, имевшим глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием этого святого стало богословие. Так, именно он вошел в число Вселенских учителей и святителей Церкви, в честь которых было установлено особое церковное празднование и возведено немало храмов. Помимо самого Василия Великого в число этих трех святителей вошел его близкий друг и сподвижник Григорий Богослов, а также их младший современник - святитель Иоанн Златоуст, которого в богослужебных текстах зачастую сравнивают с первоверховным апостолом Павлом.

Именно этот святитель составил один из основных богослужебных чинов Божественной литургии, которая служится во всех православных храмах 10 раз в году (их основная часть приходится на Великий пост и примыкающую к нему самую скорбную для любого христианина неделю - Страстную седмицу). Кроме того, Василию Великому принадлежит заслуга изобретения храмового иконостаса, а также широкого распространения киновий - общежительных монастырей, чьим горячим поборником и проповедником он был. Ну и, конечно, святитель написал множество богословских трудов, в том числе о творении мира (знаменитые "Беседы на Шестоднев"), а также целый ряд книг против еретиков-ариан, от которых святителю пришлось немало пострадать.

Но было бы неверным представлять Василия Великого исключительно как ученого мужа, снискавшего за свои богословские заслуги высокий архиерейский сан. Так, даже став митрополитом родной Каппадокии, святитель сохранил крайне аскетический образ жизни. Практически все личные средства он тратил в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря - мужской и женский. Во многом именно поэтому силы святого Василия от множества трудов и болезней, постоянных нападок и угроз со стороны еретиков, а также суровых монашеских самоограничений быстро истощились. И уже в январе 379 года Василий Великий преставился ко Господу будучи всего лишь 49 лет от роду и в скором времени был причислен к лику святых.

Почитание святителя Василия распространилось среди всех христиан. Он стал настоящим учеником и наставником для многих поколений богословов.


По материалам сайта www.tsargrad.tv


13.01.2021